Курская областная организация профсоюза
работников народного образования и науки
Российской Федерации

Оценка профессиональных рисков.

Как провести оценку профессиональных рисков

Инспекторы труда начали штрафовать за отсутствие оценки рисков. Используя информацию полученную с сайта https://1otruda.ru/#/document/16/30383/efr9/подготовленную редакцией сайта совместно с Рострудом,  представляем пошаговый алгоритм оценки рисков с образцами документов, реальными примерами и расчетчиком уровня риска.

В рекомендации - зачем проводить оценку рисков, как выявить, идентифицировать и оценить риски и провести их корректировку - пошаговый алгоритм, какие документы по оценке рисков должны быть в организации, как провести корректировку рисков после их оценки и какую ответственность несет работодатель за непроведение оценки рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда,а оценка рисков - один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК  РФ и пунктах 29, 33-39 типового положения о СУОТ,утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее - Положение).

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаеви профзаболеванийна конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками.

Если принято решение провести оценку рисков собственными силами, то установите и закрепите в локальных актах организации порядок оценки уровня профессионального риска. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в пункте 33 Положения.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении о СУОТ в организации. Это указано в Положении.

После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения).

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости - источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.

Как провести оценку рисков

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно.

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять стороннюю экспертную организацию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов,который разработали эксперты Системы Охрана Труда. Достоинство этого алгоритма - простота реализации на практике.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех-семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, представителей профсоюза и т. д. Обязательно участие работников в процессе идентификации опасностей.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Скачать образец приказа о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за оценку профрисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве четко не прописана. Поэтому работодатель сам устанавливает порядок проведения анализа и оценки рисков, а также назначает ответственных за проведение (п. 36, 37 Положения).

Обычно эту обязанность возлагают на специалиста по охране труда.

Шаг 2. Выявите (идентифицируйте) опасности

Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, - первый и основной этап процесса управления рисками.

В чем разница между опасностью и риском

  • Опасность-это потенциальный источник возникновения для ущерба жизни и здоровья работника. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ, и т. п.
  • Риск - это сочетание вероятности события и его последствий. Термин «риск» обычно используют тогда, когда существует возможность негативных последствий.
  • Риск, который связан с конкретной опасностью, определяют как сочетание вероятности ущерба и тяжести ущерба.

Это следует из ГОСТ Р 51898-2002, ГОСТ Р 51901.1-2002, ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.010-2009.

Изучите, какие опасности могут возникнуть при выполнении сотрудниками типовых и нетиповых работ. А также опасности, которые возникают вне рабочего места или во время аварий и способны негативно повлиять на здоровье и безопасность работников.

Если рабочее место работника стационарное - проведите выявление опасностей на его рабочем месте.

Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в различных помещениях организации, опасности выявляются по всем рабочим зонам.

Чтобы выявить опасности, установите все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников.

Документы и информация, которые можно использовать, чтобы выявить опасности:

  1. Нормативные правовые акты, локальные документы по охране труда и безопасности работ, которые относятся к определенному рабочему процессу.Например, если нет инструкции по охране труда для какого-либо вида работ, то это риск «опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций».
  2. Результаты специальной оценки условий труда- позволят определить вредные факторы, которые влияют на работника.
  3. Техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы.В ней обычно прописывают потенциальные риски при работе с оборудованием, кроме того, в документации прописано, как работает оборудование и проходят технологические процессы, - это позволяет самостоятельно определить дополнительные риски.
  4. Информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе,- это позволит определить риски, которые возникают при работе сотрудников с инструментами и веществами.
  5. Сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях в организации и результаты их расследования.

Помогут увидеть, при каких работах и производственных процессах в организации работники подвергаются наиболее сильным рискам.

  1. Доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном травматизме в похожих организациях.С их помощью можно узнать, во время каких работ сотрудники подвергаются потенциальным рискам, и уделить больше внимания безопасности выполнения этих работ. Данные можно узнать из докладов Ростехнадзора, которые ведомство публикует на своем официальном сайте, кроме того, многие компании публикуют статистику несчастных случаев на своих интернет-сайтах.
  2. Жалобы работников, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по улучшению условий труда.Некоторые риски сложно выявить при проверках и аудитах, их могут заметить только работники, которые сталкиваются с ними во время выполнения работ.

8. Предписания надзорных органов в области охраны труда и промышленной безопасности. Позволят выявить,  какие  в организации были нарушения и каким рискам подвергались работники, и уделить этим выявленным нарушениям повышенное внимание.

При выявлении факторов риска рассмотрите только те опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.

При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из пункта 35 Положения.

Внимание:работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей.

По результатам идентификации составьте перечень (реестр) опасностей. Составьте его самостоятельно либо воспользуйтесь электронным реестром опасностей.

Шаг 3. Оцените уровень профрисков

Следующий этап - это оценка уровней рисков от выявленных опасностей. Риск определяют как сочетание вероятности причинения ущерба и тяжести ущерба.Оценку уровней рисков проводят для их ранжирования и определения приоритетности мер по снижению уровней наиболее высоких рисков, мер контроля менее значимых рисков, а также методов оценки принятых мер и их эффективности.Оценивать нужно не только существующие риски, но и возможные риски при вводе в эксплуатацию новых зданий, оборудования, внедрении новых процессов и рабочих мест.Методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.На практике для оценки уровня профрисков часто используют простой и эффективный метод Файна - Кинни. По этому методу для каждой выявленной опасности рассчитайте индекс профессионального риска (далее - ИПР). Величину ИПРопределяют, перемножив балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий из таблицы 1, по формуле: ИПР = Вр х Пд х Пс.

Таблица. Определение ИПР по методу Файна – Кинни

 

Вероятность

(Вр)

Баллы

Подверженность (Пд)

Баллы

Последствия (Пс)

Баллы

Ожидаемо, это случится

10

Постоянно (чаще 1 раза в день или более 50% времени смены)

10

Катастрофы, много жертв

100

Очень вероятно

6

Регулярно (ежедневно)

6

Разрушения, есть жертвы

40

Нехарактерно, но возможно

3

От случая к случаю (еженедельно - до 6 раз в неделю)

3

Очень тяжелые, один смертельный случай

15

Невероятно

1

Иногда

(ежемесячно - до 3 раз в месяц)

2

Потеря

трудоспособности, инвалидность, профзаболевания

7

Можно себе представить, но невероятно

0,5

Редко (ежегодно - до 11 раз в год)

1

Случаи временной нетрудоспособности

3

Почти невозможно

0,2

Очень редко (до 1 раза в год)

0,5

Легкая травма, достаточно оказания первой помощи

1

Фактически невозможно

0,1

 

Чтобы ускорить расчет уровня рисков, воспользуйтесь расчетчиком.

Пример:Оценка рисков

Комиссия по оценке рисков в МБОУ «СОШ №33» выявила и идентифицировала опасности на рабочих местах и составила перечень опасностей. Далее представители комиссии стали рассчитывать индекс профессионального риска по методу Файна – Кинни для «опасности падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам», которая возникла из-за того, что при входе в кабинет Учительской высокий порог, о который можно споткнуться и получить травму.

Чтобы рассчитать риск, члены комиссии изучили статистику несчастных случаев в организации и опросили учителей, часто ли они спотыкаются о порог.

Изучив статистику, выявили, что несчастных случаев, которые произошли из-за того, что работники спотыкались о порог, в организации не было. Опрос показал, что учителя спотыкаются о порог примерно раз в месяц. Таким образом, риск споткнуться о порог не характерен для работников, но возможен.

По таблице «Определение ИПР по методу Файна – Кинни» для критериев риска поставили оценки:

•      вероятность риска – 3 балла, нехарактерно, но возможно;

•      подверженность – 10 баллов, поскольку учителя входят и выходят из кабинета Учительской много раз в день;

•   последствия – 7 баллов, так как при оценке последствий желательно выбирать наиболее худший случай – это позволяет более точно оценить риски. Представители комиссии решили, что есть вероятность, что работник может неудачно упасть и получить тяжелую травму.

Перемножив баллы, комиссия рассчитала, что ИПР равен 210.

Далее комиссия оценила риск «опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт)».

Представители комиссии изучили статистику несчастных случаев в организации из-за ударов током, документы по электробезопасности, проверили, проводят ли работникам инструктажи на первую группу по электробезопасности, соблюдены ли требования электробезопасности в кабинете, и провели опрос работников , не было ли случаев удара током от бытовых приборов. Комиссия выяснила, что несчастных случаев по этой причине не происходило, требования электробезопасности соблюдаются, документы в порядке, инструктажи регулярно проводят, а работники сказали, что случаев удара током не было.

По таблице для критериев риска поставили оценки:

• вероятность риска – 0,2 балла, поскольку прецедентов не было, а вероятность удара током от бытовых приборов, учитывая соблюдение всех требований безопасности и состояние проводки, мала;

подверженность – 10 баллов, поскольку учителя во время работы используют ПК  и другие ТСО несколько раз в день;

• последствия оценили в 15 баллов, поскольку от удара током работник может умереть.

Перемножив баллы, комиссия рассчитала, что ИПР равен 30.

ИПР для остальных рисков представители комиссии рассчитывали аналогично.

Шаг 4. Проведите корректировку оценки рисков.

Заключительный этап оценки рисков - оформление реестра опасностей и проведение корректировки.

По результатам оценки рисков составьте их перечень в зависимости от уровня каждого риска.

Для того чтобы уменьшить риски, устраните или уменьшите факторы опасности. Для этого проведите мероприятия по снижению уровня риска в указанном порядке:

  • исключите опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
  • замените опасную или вредную работу, процедуру, процесс, сырье, материалы, оборудование и т. п.;
  • внедрите технические методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • внедрите административные методы ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • обеспечьте работниковСИЗ.

Составьте план по управлению и контролю рисков. Управлению подлежат все оцененные риски вне зависимости от их уровня.

Таблица. Определение срочности мероприятий в зависимости от уровня риска

 

Индекс профриска

Уровень риска

Срочность мероприятий по профилактике

0-20

Небольшой риск

Меры не требуются

21-70

Возможный риск

Необходимо уделить внимание

71-200

Серьезный риск

Требуются меры по снижению степени риска в установленные сроки

201-400

Высокий риск

Требуются неотложные меры, усовершенствования

Более 400

Крайне высокий риск

Немедленное прекращение деятельности

 

В результате предпринятых действий и мер управления риск должен быть снижен до небольшого или возможного риска. Если риск остается выше среднего, разработайте новые мероприятия по его снижению и проведите повторную оценку. Если и после этого риск остается выше среднего, то необходимо принципиально пересмотреть метод выполнения работ.

Повторите оценку вероятности с учетом всех действующих и плановых профилактических мероприятий. Получится вероятность остаточного риска.

Повторите оценку степени тяжести с учетом всех действующих и плановых мероприятий по снижению риска. Получится степень тяжести остаточного риска.

Внимание:после снижения уровней рисков необходимо провести повторную оценку рисков и установить их уровень, а также разработать меры контроля уровня риска для того, чтобы он оставался на допустимом или приемлемом для работодателя уровне.

Пример: уменьшение уровня риска.

Комиссия рассчитала, что ИПР равен 210 для риска «опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам», то есть это высокий уровень риска и он требует принятия неотложных мер. Члены комиссии изучили порог и решили, что его можно убрать и риск полностью исчезнет. Они занесли эти сведения в перечень мер по управлению рисками, установив срок в один месяц и назначив ответственным завхоза А.А. Сафронова.

Далее комиссия рассмотрела «опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт)», ИПР которой равен 30. По таблице – это возможный риск, которому необходимо уделить внимание, поэтому комиссия указала в перечне мер об обязанности ответственного по электробезопасности проводить инструктажи, следить за состоянием бытовых приборов и проводки. Уровень риска и срочность мероприятий по профилактике для остальных опасностей определяют аналогично.

Ответственность за непроведение оценки рисков

За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

Сумма штрафа составит:

  • для должностных лиц - от 2000 до 5000 руб.;
  • для ИП - от 2000 до 5000 руб.;
  • для юрлиц - от 50 000 до 80 000 руб.

Использовался © Материал из Справочной системы «Охрана труда» https://1otruda.ru

 

ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.Региональное отраслевое соглашение между комитетом образования и науки Курской области и Курской областной организацией профессионального союза работников народного образования и науки РФ на 2022-2024 годы с изменениями и дополнениями от 02.03.2022.

Изменения и дополнения от 1 марта 2022 года

Изменения и дополнения от 9 января 2023 года

 

 

 

        

 

 

3. Информационно-методический бюллетень по классному руководству.

4.Единые реомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учрежджений на 2022 год. 

5.Закон Курской области от 14.12.2021 № 125-ЗКО "О мерах социальной поддержки и установлении ежемесячной денежной выплаты, связанной с компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам..." 

6.Методические рекомендации по соблюдению социальных гарантий педагогическим работникам, привлекаемым к проведению ГИА.

7.Постановление Администрации Курской области от 08.02.2018 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Курской области "О введении новой системы оплаты труда работников..."

 

8                                                               

9.Информационный буклет "Эффективный контракт". 

10. Информационный листок "Новый документ в сфере образования".

11. Дополнительные разъяснения Профсоюза и Минобрнауки России по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей.

12. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 "Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам... длительного отпуска сроком до одного года"

13. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха...»

14.               

        

 

15.           

  

16. 

17.            "О рабочем    времени    работников      образовательных      учреждений"

18. Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение. 

19. ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N1601 "О продолжительности рабочего времени..."

20. «О Порядке выплаты единовременного пособия выпускникам ...»

21. Проект «О внесении изменений в Перечень должностей  работников  образовательных учреждений ...»

22. №559-ПА от 01.09.2014  «О введении новой системы оплаты труда работников ... »

23. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276

24 Закон"Об образовании в Курской области" ( с изменениями и дополнениями)