I cессия Молодежной Педагогической Школы Курской областной организации профсоюза работников народного образования и науки (МПШ) завершила свою работу. Все участники – 120 молодых педагогов образовательных учреждений Курской области и студентов педагогических специальностей - и организаторы разъехались по своим рабочим местам, лагерь имени Ульяны Громовой опустел, а в памяти-то остались образы прошедших трех дней. Давайте вспомним, как прошли эти плодотворные дни – 12, 13 и 14 мая 2015 года.
12 мая - день Первый: самый суматошный и немного сумбурный...
До 13:00 заезд участников сессии, регистрация, «обживание» территории. Тут же молодых педагогов поделили на команды по цветам папок с канцелярскими принадлежностями и профсоюзной атрибутикой, розданных при регистрации.
На организационном сборе всех жителей лагеря имени Ульяны Громовой произошло уже более четкое деление на команды, представление кураторов и получение плана мероприятий на ближайший день. А также, обязательное задание для всех — придумать название своей команды, девиз, эмблему и суметь представить ее на вечернем сборе.
На Официальном открытии I сессии МПШ – торжественном и содержательном, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 110-летию Профсоюзного движения, Году молодежи в Профсоюзах – присутствовали высокие гости.
Говорили о любви к профессии, молодости и солидарности. На приглашение откликнулись практически все: Александр Николаевич Худин - председатель комитета образования и науки Курской области, Алексей Иванович Лазарев - председатель Федерации профсоюзных организаций Курской области, Галина Николаевна Подчалимова- ректор Курского института развития образования», Ольга Ивановна Бондарева - директор Курского педагогического колледжа, руководители органов управления в сфере образования муниципальных районов и городов Курской области. Такое внимание со стороны наших главных социальных партнеров невероятно приятно, почетно и вместе с тем очень ответственно!
В своем обращении к молодым участникам МПШ Александр Николаевич Худин подчеркнул: «Я рад, что сюда смогли выбраться не только студенты педагогических специальностей, но и молодые учителя. С каждым новым годом мы ожидаем приход все большего числа юных педагогов в наши образовательные учреждения. Надеюсь, что наши ожидания оправдаются. Мы желаем вам, чтобы общение, которое состоится здесь, в рамках Первой Молодежной педагогической школы, было продуктивным, чтобы каждый из вас получил стимул к самосовершенствованию себя как педагога-профессионала. А мы в свою очередь вместе будем стараться делать так, чтобы профессия Учитель становилась престижней».
В умы молодых педагогов врезалась речь и Галины Николаевны Подчалимовой: «Первая сессия МПШ проходит в дни празднования 70-летия Великой Победы. Наши отцы, деды и прадеды завоевали мирное небо над головой для своих потомков – для нас с вами! И наша с вами задача ни на йоту не отступать в воспитании подрастающего поколения, потому что от того, как мы будем делать свою работу, зависит будущее нашей страны, нашего края!».
Все слова, произнесенные на открытии школы достойны, чтобы запомниться! На молодого педагога в наше время возложена серьезная задача — не просто воспитание детей, а формирование личности созидателя и достойного гражданина своей страны — России!
На открытии мы поближе познакомились с командами. Каждая представила свое название:
Красные — СМС (куратор - учитель школы №31 города Курска Оксана Голобокова);
Зеленые — Андроид (куратор – учитель Махновской школы Суджанского района Алексей Костин);
Желтые— Профонеры(куратор – педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников города Курска Алексей Геенко);
Белые — БЭМС (куратор – учитель Гимназии №1 города Курчатова Наталья Чагина);
Синие — Новое Поколение(куратор – учитель Леженской школы Тимского района Владимир Татаренков).
А после открытия участники, преодолев по-настоящему командные испытания, почувствовали плечо товарища в прямом и переносном смысле, учились понимать друг друга с полувзгляда. Тимбилдинг (командный тренинг) заключался в 5 испытаниях.
Здесь и задание на ловкость - «Обрыв», где вся команда выстраивалась на бордюре, и первый в шеренге должен был пройти по бордюру, держась за руки друзей.
И задание на смекалку, где на этапе «Остров» всем членам команды предлагалось уместиться в квадрате 50х50 сантиметров. Повезло тем, у кого в команде было мене 15 человек, а вот многочисленным (26 участников!) пришлось попотеть и придумать варианты размещения в ограниченном пространстве. Но все справились с заданием, показав тем самым готовность к общению, к работе, к творчеству и командной работе!
На этапе «Льдина» каждую команду ожидали покрывало и стакан воды. И все! «А что же с этим делать?» - поинтересовался кто-то. «А вот что: на покрывало ставится стакан с водой, а все члены команды должны взяться за края покрывала так, чтобы оно оставалось натянутым, и нести до указанного места, не пролив ни капли». На первый взгляд невыполнимое задание для настоящей команды вовсе не проблема. А даже если и не получалось сразу, участники не отчаивались и пробовали снова — до победного!
«Стена» и «Дотяись до солнца» - испытания, которые окончательно подводили итог: вы команда! Здесь молодым педагогам и студентам пришлось не только думать и проявлять смекалку, но и показывать физическую силу. Поднимать девушек, чтобы те дотянулись до висящего на дереве предмета, или помогать члену своей команды пробраться сквозь веревочную стену. Но самое сложное правило всех этапов, это то, что только до начала прохождения испытания команда могла обсуждать свои действия. Как только выполнение задания началось — всё, ни единого слова не должно быть произнесено, иначе все придется начинать сначала! Но наши участники справились и с этим. Они показали, что команда может работать в любых условиях и понимать друг друга без слов.
После трудного, но эмоционально насыщенного командного тренинга у участников было немного свободного времени, а так же время для подготовки представления команд на тему «Моя профессия - учитель!».
С первым образовательным модулем на тему «Система образования Курской области. Социальное партнерство. Курская областная организация профсоюза работников народного образования и науки. Коротко о главном» участников сессии познакомили Марина Викторовна Боева – начальник отдела кадровой политики комитета образования и науки Курской области, и Ирина Васильевна Корякина – председатель областной организации профсоюза. Работая в своих школах, детских садах не задумываешься, насколько грандиозно и серьезно педагогическое сообщество. Вот уж поистине беспокойное хозяйство! И, конечно же, многие из нас впервые услышали о том, что наша областная профсоюзная организация – а это 50 тысяч членов Профсоюза – одна из самых сильных в Российской Федерации!!! При этом особенную гордость мы испытали от того, что представители властных структур области, принявшие участие в МПШ, и наш Профсоюз не просто смело говорят о проблемах, а настойчиво предлагают молодым подключиться к поиску решения этих проблем!
На вечернем деле «Моя профессия – учитель!» команды представили визитные карточки и свое видение профессии Учитель. Стало ясно — на Молодежной школе собрались самые активные, оригинальные и творческие педагоги Курской области! Каждая команда представила одну тему по-разному: например, «желтые» проводили параллели между представлениями учителя о классе и класса об учителе, а «белые» показали, что физрук может быть не только спортивным и гибким, но и владеть самыми разными навыками - петь, играть на гитаре, сочинять стихи. И вообще первая сессия оказалась невероятно поющей - соловей почтительно замирал, слушая талантливых участников МПШ! В первый же вечер многие заговорили о той атмосфере, которая возникла, о духе МПШ: увлеченность, положительные эмоции и жажда общения помноженные на ответственность, желание получить информацию и найти единомышленников!
После вечерних мероприятий команды ожидали их кураторы. Каждый поделился своими впечатлениями о прожитом дне и получил возможность выразить свое мнение на тему «Современный учитель – это…».
И, уже изрядно уставшие, участники Молодежной профсоюзной школы разошлись по своем комнатам готовиться к новому, не менее интересному и насыщенному дню.
13 мая - День Второй: Учиться, учиться и еще раз учиться!!!
День начался с утренней разминки! Нехотя, с ленцой подтягивались молодые педагоги на летнюю эстраду лагеря — место сбора для проведения физзарядки. Но после первых аккордов заводных мелодий и бодрых призывов к флэшмобу народ быстро проснулся и взбодрился. Все команды по очереди предлагали свои способы загореться на целый день. И надо заметить, ребята не договаривались до этого момента о том, какие движения будут делать, но при этом упражнения они выполняли почти синхронно в такт музыке. Как же это здорово – свежий сосновый воздух, позитивная компания и предвкушение чего-то интересного!
После первых же минут завязавшегося на «круглом столе» обсуждения проблем адаптации молодых педагогов в образовательных учреждениях области мы сразу же поняли – всё, шуточки кончились, в нас видят серьезных взрослых партнеров, способных дать может быть даже невероятные, но действенные подсказки. Эксперты «круглого стола» - Марина Викторовна Боева– начальник отдела кадровой политики комитета образования и науки Курской области, Галина Николаевна Подчалимова – ректор КИРО, Ольга Ивановна Бондарева – директор Курского педколледжа, Евгений Алексеевич Азизов- начальник управления образования Администрации Солнцевского района, Ирина Васильевна Рагулина - старший преподаватель КИРО, Ирина Викторовна Ильина- ректор Института развития педагогического образования КГУ, и Ирина Васильевна Корякина – председатель обкома профсоюза – не просто отвечали на вопросы молодых педагогов и студентов, а сами задавали вопросы, внимали каждому слову, спорили, переубеждали, соглашались, делились своим опытом, радовались перспективам. А основополагающим мотивом дискуссии стал вопрос престижа педагогической профессии и меры, которые могли бы способствовать его поднятию. Говорили об установке со стороны общества – в частности родителей и учеников - на изначальное сомнение в авторитете учителя, об отсутствии у учителя реальных механизмов воздействия на семью.
Евгений Алексеевич Азизов активно отвечал на все вопросы и даже провоцировал молодых педагогов. И он высказал свое мнение о методах поднятия престижа профессии педагога так: «Вот каждый из вас — это молодой борец за свою профессию, за ее авторитетность. Вы — лицо профессии! Плюс молодого преподавателя именно в юности. Молодое лицо профессии — притягательно, это самая эффективная реклама. Но на этом ваша работа в сфере пиара работы учителя не заканчивается. Вы все связаны так или иначе с социальными сетями. Вот кто из вас, по окончании первого дня Молодежной школы разместил в Интернете хотя бы краткий отчет о нем? Вот вам и загвоздка. Репутация должна создаваться во всех доступных сферах деятельности и всеми доступными средствами». Вот вам и провокация!
Да, никто не спорит с тем, что учитель сам должен доказать, что он настоящий профессионал, и все же налицо агрессивное отношение к учителю, навязываемое средствами массовой информации. Говорили о том, что ученики не меняются, а меняется время, что должны лишь меняться методы преподавания, а не психология. А некоторые считали, что вместе со временем меняются и дети, и поэтому должны претерпеть изменения и методика обучения, и сама педагогическая психология.
Ирина Васильевна Рагулина – старший преподаватель КИРО - поставила перед нами вопросы, в которых мы увидели руководство к действию - нуждаются ли молодые педагоги в методической поддержке и что они подразумевают под этим понятием? Парадокс, но анализ проведенной накануне анкеты показал, что больше половины из нас – молодых педагогов – не нуждаются в методической поддержке вообще!!! Небольшой эксперимент: Ирина Васильевна попросила встать всех участников МПШ, закрыть глаза и в таком положении найти север. Каждый указал свое направление, чаще всего вообще ничего общее с севером не имеющее. Мораль - молодые педагоги похожи на людей с закрытыми глазами, но при этом уверенных, что выбрали правильное направление. А ведь учитель должен учиться всю жизнь, должен двигаться и расти! И куда же он будет двигаться, если уверен, «что север» на «Багамских островах»? И почти хором – эксперты и молодые педагоги – заговорили о педагогическом движении на региональном уровне, а еще о необходимости мощного подкрепления в лице опытных педагогов-коллег на местах. Мало кто из нас может похвастаться тем, что имеет педагога-наставника. Но те, у кого они есть, заставили всех завидовать себе белой завистью!
Итак, родились первые решения и предложения.
После «круглого стола» участников МПШ ожидала педагогическая мастерская «Конкурсы профессионального мастерства в становлении педагога: мастер-классы участников и победителей региональных и Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, обмен опытом»». В ней приняли участие учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №27 им. А.А. Дейнеки» г. Курска Светлана Анатольевна Сергеева – победитель регионального и участник Всероссийского конкурса «Учитель года – 2014», заведующая детским садом №127 города Курска Ирина Вадимовна Трещева – победитель регионального и участник Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2014», и один из кураторов команд, педагог дополнительного образования Геенко Алексей Сергеевич– участник регионального конкурса «Сердце отдаю детям – 2010».
Светлана Анатольевна рассказала о своем участии в конкурсе, о подготовке к нему, продемонстрировала конкурсные материалы, заразила всех впечатлениями и эмоциями. Она призвала всех присутствующих при любой возможности участвовать в соревновательных мероприятиях, ведь «это море эмоций, новые знакомства, возможность узнать и проявить себя, стимул к самосовершенствованию».
Ирина Вадимовна провела с нами интерактивную сказку — участники сами выбирали, как дальше будет развиваться сюжет. Да, такая конкурсная работа — то, что надо! Ярко, красочно, живо, необычно! Это так увлекло нас – взрослых, а представляем, как визжат от восторга малыши-детсадовцы! Вот уж повезло так повезло им! А при этом каждый подумал – да ведь и мне можно также находить способы по-настоящему увлечь своих ребят, сделать для них детский сад, школу, учреждение допобразования самым желанным и любимым местом в мире!
Алексей Сергеевич Геенко тоже рассказал о своем конкурсном дебюте, бесценном опыте участия, возможности продемонстрировать уровень своего мастерства. Так сказать, в прямом эфире он предложил всем настоящее театральное представление. За секунды мы превратились в актеров, декорации, зрителей интерактивного театра. А Алексей ведь вообще без слов просто показал нам, что педагог должен быть ярким лидером – увлечь, повести за собой, зажечь! Театр-экспромт пришелся нам по душе — после серьезных тем самое то - отдохнуть эмоционально и побыть чуточку детьми.
А после обеда молодых учителей и студентов педагогических специальностей ожидала профсоюзная школа. Командирам команд были розданы маршрутные листы, на которых были обозначены различные этапы. Участникам МПШ были предложены темы для обсуждения, связанные с деятельностью профсоюза. Самая настоящая гонка за знаниями! У каждого лектора этапа было всего 20 минут. Мы думали, что это снова игра, а вместе с тем за 2 часа мы всколыхнули такой объем информации - о тонкостях оплаты труда, правовой грамотности, PR-сопровождении профсоюзной деятельности, познакомились с особенностями охраны труда, поговорили о мотивации профсоюзного членства. Нам казалось, что после утренних мероприятий мы подустали, но на профсоюзной школе будто открылось второе дыхание – все принимали активное участие в обсуждениях, задавали интересующие их вопросы, сами приходили к тем или иным выводам, предлагали пути решений. Когда звучал сигнал о смене этапа профсоюзной школы, первое, что всем приходило в голову – мало, хотим еще, хотим узнать и это, и то! Но руководители этапов – работники обкома профсоюза – тактично говорили нам: всё остальное вы можете узнать сами и поделиться этим с коллегами. Главное, что вы осознали, что знаете мало, почувствовали интерес и увидели возможности!
Выполняя экспресс-задание одного из этапов, что такое для вас МПШ, участники первой сессии написали:
« МПШ — школа молодых, активных, целеустремленных педагогов, которые объединены общей трудовой деятельностью»
«У нас - молодых, активных людей - появилась замечательная возможность собраться вместе. Мы ощутили, что именно от нас зависит, что нас ждет. Мы сами строим свою жизнь, закладываем основу будущего, поэтому - «Кто, если не мы?» Собраться, поделиться опытом, определить перспективы работы. Совместными усилиями можно сделать многое. Профсоюзная семья — друг без друга нам нельзя!»
«МПШ для меня это: полезная информация, новые знакомства, интересные люди, много солнца, голубого неба, утренней росы и чистого воздуха — все для получения заряда бодрости, отличного настроения и конкретных целей в работе!»
«МПШ — это отличная возможность узнать много нового, объединиться с такими же веселыми, активными и неравнодушными людьми».
Каждый принял Молодежную Педагогическую школу по-своему. Но для всех она была важна, потому что встряхнула, помогла понять, что находясь здесь, в команде МПШ, находясь на своем рабочем месте – в школе, детском саду или учреждении допобразования - ты являешься частью огромной команды – Общероссийского профсоюза образования!
Знания, которые молодые педагоги получили во время прохождения профсоюзной школы, было предложено воплотить в создании командного проекта. Прослушав образовательный модуль №2 о тонкостях проектной деятельности, который проводила Ольга Юрьевна Байбакова – преподаватель КИРО, участники разошлись по своим командным местам и занялись созданием проекта, а так же подготовкой номеров к вечернему делу. Сегодня у нас последний вечер МПШ!
В дни празднования Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминали о Героях былых времен. Воспитанники образцового театра-студии «Арлекин» Дворца пионеров и школьников города Курска подарили нам разрывающий душу спектакль «Наверно, без нас». Юные актеры так сумели показать девочек и мальчиков военного времени, взрослеющих на глазах, принимающих взрослые решения, совершающих невероятные по силе поступки, что нам казалось, будто они сами пережили то, о чем говорят. Они заставили поверить нас, зрителей, в то, что история, разворачивающаяся на сцене, реальна. И поэтому уже к середине действия на лицах многих из нас появились слезы. Аплодировали юным актерам стоя! После спектакля у многих из нас появилось желание выразить эмоциональное состояние души – мы пели, читали стихи о войне, о России! Нас всех охватила невероятная гордость за нашу историю, за нашу Родину, а еще за то, что мы имеем возможность быть полезными своей стране - стать профессионалами своего дела, иметь активную жизненную позицию, развиваться и расти в творчестве! Участники МПШ возложили цветы к памятнику Ульяны Громовой, и, после минуты молчания, отпустили в небо белые воздушные шары. Мы помним! Мы гордимся!
А далее участники МПШ предложили внести коррективы в программу школы: по плану было предложено завершить день презентацией проектов, разработанных в итоге тематических площадок, но поступило предложение сначала защитить проекты, а потом вечером дать командам возможность показать выступление под общим названием «Если не я, то кто же!». Организаторы были даже рады такой инициативе, ведь она как нельзя лучше доказывает, что участники первой сессии загорелись идеями, открыты для творчества и готовы к работе.
Проекты поразили всех актуальностью, практичностью и при этом простотой, как все гениальное. А потом каждый имел возможность сказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребята так увлеклись, что закончилось вечернее дело ближе к полуночи. «Веселье, радость и смех!» - эти слова по праву можно считать слоганом этого вечера. Но нотка грусти все же присутствовала — ведь завтра вес уже разъедутся. Но мы знаем, что огонь, который организаторы МПШ смогли разжечь не только в глазах, но и в сердцах участников, останется с ними, поможет нам двигаться вперед, и вскоре мы сможем рассказать участникам второй сессии и последующих сессий о наших успехах и услышим об успехах других знакомых нам молодых педагогов.
14 мая - День Третий: « Ну вот и все...»
Утро — и снова зарядка! Несмотря на дождь, мы танцевали, улыбались друг другу и радовались новому дню!
А после завтрака всех ожидал серьезный разговор. На конференцию «Диалог с властью» приехали заместитель Губернатора Курской области Владимир Викторович Проскурин, заместитель председателя Курской областной Думы, председатель постоянного комитета по вопросам образования и науки при Курской областной Думе Владимир Григорьевич Сальников, начальник отдела кадровой политики комитета образования и науки Курской области Марина Викторовна Боева, председатель Большесолдатской местной профсоюзной организации, директор Розгребельской средней общеобразовательной школы Нина Никитична Сухорукова, начальник управления образования Администрации Фатежского района Зоя Алексеевна Горбунова, директор Дворца пионеров и школьников города Курска Лидия Григорьевна Девянина и другие люди с высокими должностями и званиями, но при этом такие простые, интересные и открытые, что сразу вызвали у нас невероятное доверие. Говорили о разном – о достижениях, о проблемах, о мечтах, о реальном и не очень. Самым острым был вопрос доступности жилья для молодых педагогов. Гости отвечали на все вопросы, и сам собой возник вывод у всех участников конференции – в законы нужно вчитываться и вдумываться, закон дает много возможностей, но чаще всего о них никто не знает, да и не хочет знать. А еще – законодательство – это не мертвое вырубленное на камне явление, а широчайшее пространство для предложений, действий, эффективность которых возрастает во много раз, если они носят коллективный характер.
Завершалась конференция на позитивной ноте — разговоре о талантливых молодых педагогах и об их роли в воспитании учеников. Гости искренне говорили так: «Талант есть в каждом из вас. Вы ищите его в детях, но, порой, забываете об искорке дара, заложенной в вас. Помните о ней, развивайтесь, растите, ищите единомышленников, любите людей, и у вас все получится достичь!».
И вот оно — закрытие Молодежной Педагогической школы-2015! Речи ведущих, подведение итогов, вручение сертификатов МПШ участникам I сессии, благодарности кураторам команд, командирам, награждение грамотами активных участников сессии. И общее фото на память. Вот и все! Закончилась МПШ-2015, но она оставила след в душах ее участников – молодых педагогов, а это значит главная цель - обмен опытом в сфере молодежного педагогического сообщества, обучение профактива — достигнута. И мы надеемся на продолжение традиций Профсоюзной школы уже в местных организациях. Это, как нам удалось доказать, верный способ привлечения молодых педагогов к сотрудничеству, мощное средство развития мотивации профсоюзного членства, лучший вариант поиска новых, свежих идей в решении тех или иных задач и проблем, эффективный формат обмена опытом и знаниями.
Выражаем благодарность организаторам I сессии Молодежной Педагогической школы – Курскому областному комитету профсоюза работников народного образования и науки РФ, кураторам, командирам и активистам команд. Благодарим всех, кто приезжал к нам с самыми серьезными намерениями и добрыми вестями – Администрацию Курской области, Курскую областную Думу, комитет образования и науки Курской области, Курский институт развития образования и Институт развития педагогического образования, наших начальников отделов и управлений образования районов и городов, руководителей образовательных учреждений, педагогов-профессионалов. А так же большое спасибо всем работникам детского оздоровительного лагеря имени У. Громовой и его директору - Елене Валентиновне Залуниной.
Областной Молодежный совет