Статья Ирины Корякиной для газеты "Наш взгляд" в преддверии Дня Знаний.

В преддверии 1 сентября редакция газеты «Наш взгляд» по традиции беседует с председателем Курской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Ириной Васильевной Корякиной.

В связи с пандемией завершение 2019-2020 учебного года было непростым для работников образования, учеников и их родителей. Как справились педагоги,  по вашему мнению, со своими задачами, и что делал Профсоюз для того, чтобы облегчить работу в сложившихся обстоятельствах?

С начала объявления режима повышенной готовности и самоизоляции на территории Курского региона система образования, как и здравоохранения,  работала в полном объеме  при высочайшем напряжении и интенсивности.Дистанционно проводились занятия по всем дисциплинам в школах, профессиональных образовательных организациях, в ВУЗах, дополнительном образовании.  В детских садах работали дежурные группы с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований.Одним словом, кто-то в период самоизоляции скучал и искал чем заняться, а учителя не знали, где найти время, чтобы все успеть.

Несмотря на некоторые проблемы,курские педагоги и система образования области, как и во всей стране, достойно выдержала испытания, справилась с задачами реализации образовательных программ, присмотру и уходу за детьми в условиях самоизоляции. Это стало возможным благодаря совместным усилиям органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, всех педагогических и иных работников при участии родителей и поддержке Профсоюза.

Между тем, полностью перейти на дистанционное обучение было непросто, ведь ранее это делалось эпизодически. Прежде всего, остро встал вопрос технической  обеспеченности. И у школьников, и у учителей. Надо было узнать информацию по каждому ученику. Использовали возможности мобильных телефонов, созданные группы в Вайбере, Вацапе, причем не только для учеников, но и для родителей. Выбирались видеоплатформы, позволяющие проводить интерактивное обучение, которые, кстати сказать, поначалу не выдерживали такой нагрузки. А в сельской глубинке, где нет интернета или его скорость не позволяет работать дистанционно, да и компьютер скорее исключение, чем правило, учителя разносили домашние задания лично, опускали в почтовый ящик, потом забирали на проверку.

Кроме того надо было в срочном порядке корректировать все программы: одно дело, когда обучение идет в классе, ты видишь глаза каждого ученика и реагируешь, и совсем другое, работать дистанционно. Все это нужно отработать – по каждому классу, по каждому уроку и каждый день. Большую помощь оказывал Курский институт развития образования, размещая методические материалы, открытые уроки и другие материалы в помощь педагогам. Объем работы, свалившийся на учителей, был просто колоссальным. Зачастую их рабочий день начинался в восемь утра и завершался поздно ночью. Многие родители сами активно были включены в эту работу и по-иному взглянули на труд педагогов, поняли, как нелегок учительский труд. Сначала роптали, потому что самим приходилось много времени уделять их учебе, а затем искренне говорили спасибо!

Непросто было обеспечить сдачу ЕГЭ выпускникам, пожелавшим в нынешнем году поступать в высшие учебные заведения. Весь июнь продолжалась подготовка, консультирование, а в июле – непосредственная сдача экзаменов. И работники образования, прервав свои отпуска, а некоторые в период отпуска, обеспечивали оптимальные и безопасные условия для сдачи ЕГЭ.

В этих условиях, к сожалению, допускались нарушения трудовых прав работников со стороны работодателей и недопонимание со стороны работников возникших условий при выполнении ими трудовых обязанностей. Поэтому, областной комитет Профсоюза, работая в том же режиме, что и учителя, информировал на  своих ресурсах  о вступающих в силу нормативных и правовых документах: Указах Президента РФ В.В. Путина, распоряжениях Губернатора Курской области Р.В. Старовойта, рекомендациях и требованиях Роспотребнадзора, Министерства просвещения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, приказах комитета образования и науки Курской области и др., затрагивающих интересы работников и студентов; доводил до сведения материалы, подготовленные руководителями и специалистами Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования; проводил консультирование членов Профсоюза по актуальным вопросам; разработал ряд разъяснений и комментариев, информационных листков для профактива, руководителей органов, осуществляющих  управление в сфере образования, образовательных организаций, которые регулярно и оперативно направлялись по электронной почте, а также размещались на сайте областнойофициальных группах в социальных сетях.

В рубрике «Об особенностях работы в режиме повышенной готовности», а затем на «Горячей линии» обкомом Профсоюза даны рекомендации по регулированию трудовых отношений, изменении режима работы, сохранении оплаты труда при переходе на дистанционный и удаленный режим работы; по обеспечению самоизоляции работников в возрасте 65 лет и старше; по предоставлению отпусков, организации обучения по охране труда, оформлению табеля рабочего времени, аттестации педагогических работников, прохождению обязательных ежегодных медосмотров и другим многочисленным вопросам, поступающим в этот период работникам аппарата обкома Профсоюза. Для примера: за период с 27 марта по 25 мая т.г. количество просмотров сайта областной организации составило более 17 тысяч (в сравнении – за весь 2019 год количество просмотров составило 15 тысяч), что подтверждает востребованность публикуемых материалов.

Кроме того, регулярно размещались ответы на актуальные вопросы, поступающие в ЦС Профсоюза, в том числе подготовленные совместно с Министерством Просвещения РФ. Профсоюзом был проведен онлайн-опрос с целью выяснения трудностей и проблем, с которыми столкнулись учителя в процессе перехода на дистанционный формат работы, результаты которого использовались в диалоге с Минпросом  для  их регулирования.И надо сказать, что социальные партнеры активно использовали в работе информационные ресурсы Курской областной организации и Общероссийского Профсоюза образования.

Весь период шел конструктивный диалог с комитетом образования и науки Курской области, Курским институтом развития образования, Государственной инспекцией труда по Курской области с цельюобеспечения принятия последовательных, взвешенных, законных действий, способныхминимизировать негативное влияние на сферу образования, а также  недопущения нарушения прав работников и обучающихся, согласования позиций и решения возникающих проблем.

Как в данных условиях  удалось реализовать представительскую функцию, организовать работу коллегиальных выборных органов и профсоюзного актива для защиты интересов работников и студентов?

В адрес работы профактива также были направлены рекомендации по организации работы коллегиальных выборных органов в дистанционном режиме с целью обеспечения процедуры учета мотивированного мнения профкомов при принятии решения работодателями согласно требованиям Трудового Кодекса РФ;  консультированию членов Профсоюза; проведению заседаний выборных коллегиальных органов; оказанию материальной помощи членам Профсоюза и многим другим вопросам, что позволило профсоюзному активу на местах обеспечивать в данных условиях представительскую и защитную функции.

Помимо консультативной правовой помощи не прекратиласьподготовка  исковых заявлений в судебные органы для получения досрочной страховой  пенсии по старости, экспертиза нормативных и правовых документов.

Продолжалась работа в составе комиссий по аттестации педагогических, руководящих кадров, противодействию коррупции, Общественной палаты Курской области, жюри конкурсов профессионального мастерства «Учитель года-2020», «Воспитатель года», «Специальный педагог», которые в этом году впервые прошли также в дистанционном режиме. Была сформирована группа экспертов, которая традиционно участвовала в оценке материалов претендентов на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в 2020 году. Обком профсоюза подготовил и направил в ЦС Профсоюза предложения об установлении компенсационных выплат за интенсивность работы в период дистанционного обучения, а также в  комитет образования и науки Курской области и областную аттестационную комиссию по уточнению процедуры аттестации педагогических работников.  

В онлайн  режиме  прошли 8-й съезд Общероссийского Профсоюза образования,заседания президиума обкома Профсоюза, а 25 мая  на платформе Zoomсостоялся второй пленум обкома профсоюза, рассмотревший  вопрос«О действиях профсоюзных организаций отрасли по реализации уставных задач Профсоюза в условиях режима повышенной готовности, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции», что позволило не только провести анализ проделанной работы и довести информацию до профсоюзного актива, но и обсудить существующие проблемы в режиме видеоконференции, определить важнейшие задачи.

Все это позволяет сделать вывод, что наш Профсоюз способен  гибко реагировать на ситуацию, перестраивать свою работу для эффективной реализации уставных целей в изменяющихся условиях.

А какие проблемы требуют решения  в новом учебном году?

Остановлюсь только на двух, но самых главных. Новый учебный год будет начинаться с учетом требований и рекомендаций Министерства просвещения и Роспотребнадзора, поскольку пандемию остановить еще не удалось, да и осень – это всегда пора повышенной заболеваемости различными инфекциями и вирусами. Выполнить их, особенно крупным школам, будет нелегко.  Не позволить скапливаться детям большими группами, развести начало работы и перемены, обеспечить все санитарно - эпидемиологические меры….  При этом - четко составить расписание с учетом перехода учителей из класса в класс. Поэтому в каждом образовательном учреждении с участием профсоюзного комитета надо обсудить и выбрать оптимальный режим работы для реализации образовательной программы, проведения внеурочной воспитательной работы, а при необходимости - внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты – правила внутреннего трудового распорядка, коллективные и трудовые договоры. Ведь даже в таких условиях выполнение трудового законодательства является обязательным.

Надеюсь, в ближайшее время сдвинется с мертвой точки проблема несовершенства отраслевой системы оплаты труда. Профсоюз на всех уровнях давно говорил о необходимости  определения единых подходов к оплате труда работников образования в Российской Федерации, установления гарантированных на федеральном уровне ставок и окладов. Проведенная Профсоюзом год назад Всероссийская акция в виде направления писем и обращений по этому вопросу всем ветвям законодательной и исполнительной власти, переговоры и консультации дали свои результаты. Нас услышали законодатели из Государственной и областной думы, Правительство РФ, министерства просвещения и труда и другие. Началась работа по созданию единой отраслевой системы оплаты труда.

Общероссийский Профсоюз образования, Ассоциация профсоюзов непроизводственной сферы считает, что нормы, определяющие на федеральном уровне минимальные государственные гарантии по оплате труда в виде базовых ставок заработной платы и окладов работников бюджетной сферы, должны формироваться исходя из требований к отраслевым системам оплаты труда, обозначенных Президентом РФ, а также единого перечня и условий назначения выплат стимулирующего и компенсационного характера, что необходимо закрепить в Трудовомкодексе РФ  не как право Правительства РФ, а как его обязанность. Ведь российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно направляет рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов -  на ставки и оклады, 30 процентов – на стимулирующие выплаты.А порезультатам проведенного в 2020 году очередного  мониторинга оплаты труда работников образования более чем в половине регионов доля ставок и окладов, то есть гарантированной части в структуре заработной платы педагогов, не достигает 30 процентов, в 80 процентах российских регионов ставки (должностные оклады) учителей за норму учебной нагрузки не достигают уровня федерального МРОТ. При этом, при средней заработной плате в отрасли  чуть больше 29 тысяч рублей, у начинающих педагогов размер заработной платы составляет 11 - 15 тысяч. В Курской области доля ставок заработной платы  и  окладов в структуре средней заработной платы образовательных организаций всех типов составляет 30%-40%. И по-другому  не получается.  Потому, что средняя нагрузка педагогов – 1.6-1.7 ставки. А максимальная – существенно больше двух. А еще - другие обязательные виды работ, не входящие в круг основных обязанностей, за которые положены компенсационные выплаты (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом и т.д.). На поверку получается, что показатели средней заработной платы обеспечиваются зачастую за счет интенсификации труда. Таким образом, для обеспечения этих государственных гарантий необходимо менять систему финансирования фондов оплаты труда образовательных организаций, исходя не из количества работников и средней по экономике региона с учетом индивидуальных предпринимателей, а из объема учебной нагрузки и оказываемых услуг. 

Мы понимаем существующие проблемы с наполнением бюджетов всех уровней, особенно региональных. Однако сколько бы ни вкладывалось средств в оснащение образовательных учреждений, главный ресурс решения важнейших задач, обозначенных Президентом РФ В.В.Путиным по достижению стратегической цели по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования – это люди. Они честно выполняют свой долг, работают с повышенной нагрузкой,  обеспечивая освоение школьниками образовательных программ. Установление справедливого уровня оплаты труда, улучшения качества жизни педагогических работниковбудет лучшей формой признания их нелегкого, но столь нужного труда в это сложное для всех время и привлечения молодежи в отрасль.